Дипломные работы
от 6000 рублей от 6 дней
Контрольные работы
от 300 рублей от 2 дней
Курсовые работы
от 1200 рублей от 3 дней
Магистерские дисс.
Индивидуальная стоимость и сроки
Отчеты по практике
от 1000 рублей от 1 дня
Рефераты
от 400 рублей от 1 дня

Статья. Мотивация обучения в вузе студентов с разным стилем атрибуции достижений

27.06.2016 Мотивация обучения в вузе студентов с разным стилем атрибуции достижений

Исаева З.К.
аспирант кафедры психологии Дагестанского государственного педагогического университета (г. Махачкала)

Мотивация обучения в вузе является многомерным психологическим образованием. Среди большого числа психологических проявлений мотивационных характеристик могут быть выделены такие, которые определяют стратегическое отношение студентов к своему месту в процессе обучения в высшем учебном заведении. К таким мотивационным характеристикам можно отнести мотивацию на приобретение знаний, мотивацию овладения профессией, мотивацию получения диплома. Каждый из этих мотивов является отражением преобладающей либо внешней, либо внутренней мотивации обучения. В нашем исследовании анализ мотивации обучения в вузе был проведен в отношении студентов с разным атрибутивным стилем. В качестве методов исследования были выбраны следующие методики: «Тест на оптимизм» М. Селигмана в адаптации теста Л.М. Рудиной, а также Методика «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной. В исследовании приняли участие студенты 2-го курса обучения факультета иностранных языков ДГПУ. Объем выборки составил 135 студентов, в том числе 80 студентов женского пола и 55 студентов мужского пола.
В нашем исследовании в качестве компонентов мотивации были определены такие ориентации, как направленность на приобретение знаний, на овладение профессией, на получение диплома. Учитывая полученные нами ранее данные, можно предположить, что различия между студентами с разными атрибутивными стилями будут находится в плоскости значимости для одних и других либо внешних по отношению к обучению мотивов (получение диплома), либо внутренних мотивов (приобретение знаний и овладение профессией).
Представленные в таблице 1 и на рисунке 1 результаты исследования показывают, что наиболее значимой для студентов с оптимистичным атрибутивным стилем является направленность на приобретение знаний, тогда как для студентов-пессимистов наиболее существенна ориентация на получение диплома.

Таблица 1.
Мотивационная ориентация обучения в вузе
студентов с разным стилем атрибуции достижений
типы ориентации    Пессимисты    Оптимисты
    Мх    СКО    Cv    Мх    СКО    Cv
приобретение знаний    6,29    1,97    31,30    9,32    2,38    25,55
овладение профессией    4,48    1,80    40,13    6,68    1,87    28,00
получение диплома    7,63    1,66    21,81    6,51    2,26    34,64


Рисунок 1. Мотивационная ориентация обучения в вузе студентов с разным стилем атрибуции достижений

Полученные результаты являются характерными для студентов обеих исследуемых групп, так как сравнивая данные с помощью критерия U-Манна-Уитни, мы обнаружили статистически достоверные различия между группами студентов в значимости мотивов обучения в вузе на высоком уровне значимости - p≤0,001 для получения знаний и овладения профессией и p≤0,01 для получения диплома.
Дополнительные сведения о характере мотивации обучения в вузе студентов с разным атрибутивным стилем мы получаем, анализирую взаимосвязь исследуемых компонентов мотивации. Так, было установлено, что оптимистичный атрибутивный стиль положительно связан с мотивацией приобретения знаний и овладения профессией, и отрицательно связан с мотивацией получения диплома.






а) пессимисты    б) оптимисты
Рисунок 2. Взаимосвязь мотивационных ориентаций обучения в вузе
студентов с разным атрибутивным стилем

Взаимосвязи между этими компонентами мотивации, представленные на рисунке 2 (а и б), указывают, что знания и профессия – это характерные мотивационные ориентации студентов-оптимистов, отрицательно связанные с получением диплома. Для студентов с пессимистичным атрибутивным стилем также характерно наличие достаточно четкого представления о том, что если ты получаешь знания, то для тебя значимым должно быть и обучение для получения профессии. При этом исключительно получение диплома выступает самостоятельным, не связанным ни со знаниями, ни с получением профессии фактором.

Библиографический список

1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В. Г. Асеев. - М.: Мысль, 1986. - 157 с.
2. Бакшаева, Н. А. Психология мотивации студентов [Текст] / Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий. - М.: Логос, 2006. - 184 с.
3. Бибрих, Р. Р. Из истории проблемы детерминизма в психологии мотивации [Текст] / Р. Р. Бибрих // Вестник МГУ. - Психология. - 1978. - № 2. - С. 102-135.
4. Бибрих, Р. Р. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов [Текст] / Р. Р. Бибрих, И. А. Васильев // Вестник МГУ. - Психология. - 1987. - № 2. - С. 20-30.
5. Далгатов, М. М. Каузальная атрибуция и деятельность: феноменология, исследования, изменение [Текст] / М. М. Далгатов. - М.: УМК «Психология», 2006. - 333 с.

Возврат к списку

 

05.03.2021 | Статья. Корпоративная культура предприятия и ее использование в стратегическом управлении
В исследовании проводится анализ возможностей использования корпоративной культуры предприятия

01.09.2019 | Статья. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Особенности воспитания патриотических чувств у дошкольников

17.09.2018 | Адаптация ребенка в детском саду
Исследование особенностей адаптации детей к детскому саду

© 2012-2024 Dagdiplom (с)   
Все права защищены. All rights reserved.
Зачем идти к другим, когда есть Мы!
При копировании обратная ссылка обязательна