Дипломные работы
от 6000 рублей от 6 дней
Контрольные работы
от 300 рублей от 2 дней
Курсовые работы
от 1200 рублей от 3 дней
Магистерские дисс.
Индивидуальная стоимость и сроки
Отчеты по практике
от 1000 рублей от 1 дня
Рефераты
от 400 рублей от 1 дня

Статья. Особенности половой идентичности детей, воспитывающихся в неполных и смешанных семьях

02.05.2017 В современном обществе наблюдается стойкая тенденция к изменению традиционной структуры семьи, за счет увеличения роста неполных семей, имеющих детей дошкольного возраста. Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют явную специфику, и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье, что отмечают в своих исследованиях В.М. Целуйко, Д.М. Столяренко, Н.И. Буянов, М.Н. Арутюнян и другие, отражаясь на особенностях его личностного развития. Именно поэтому проблема изучения гендерных особенностей развития детей, воспитывающихся в разных типах семьи, имеет особое практическое значение, что и определило выбор статьи для исследования.
Анализ научных исследований по данной проблеме показал, что половозрастная идентификация является наиболее спорным вопросом в психологической науке. Одной из основных концепций, затрагивающих данные проблемы, является психоаналитическая концепция З. Фрейда, согласно которой основная роль в половой дифференциации принадлежит биологическим факторам, а основным механизмом этого процесса является идентификация ребенка с родителями. В зарубежных исследованиях проблемы половой идентификации активно рассматриваются представителями различных научных теорий, но до сих пор нет единой концепции в этом вопросе. [4, с.31]
На наш взгляд период полоролевой идентификации – это период психологического приобретения пола, который начинается именно в дошкольном возрасте, развивается и наращивается на протяжении всей жизни человека. Именно поэтому так важно принятие участие взрослых в формировании половой идентификации детей, так как сознательно, в соответствии с общепринятыми стереотипами, обучают ребенка его половой роли, через ценностные ориентации своего пола.
При воспитании ребенка только матерью в неполной семье формирование нормального полового поведения происходит редко. В остальных случаях мужественность в поведении мальчиков либо гипертрофирована, то есть развивается компенсаторная мужественность, характеризующаяся совокупностью преувеличенно мужского поведения с зависимостью характера, либо уменьшена вплоть до полного преобладания женских качеств в натуре мужчины: словесная агрессивность, интерес к традиционно женским сферам деятельности. Наличие отца имеет большое значение не только в воспитании мальчика, но и девочки: сложившийся образ отца, его линия поведения в ее будущем станет ориентиром для построения различных типов отношений. [6, с.113]
В неполной семье происходит перераспределение ролей, так как образ отношений между супругом и супругой отсутствует. Жизнь в неполной семье нередко побуждает ребенка к реализации таких функций, как: замещение одного из членов семьи, создание семейного союза, в отношения которого не допускаются другие люди. Такое поведение оказывает сильное негативное воздействие на психику ребенка, так как он старается занять место партнера своей матери, и если она позволят ему такое поведение, это приводит к серьезным нарушениям в структуре их отношений. Встречаются и своеобразные конфликты, основанные на перенесении матерью на сына невостребованных претензий к его отцу, то есть конфликт начинает напоминать супружескую ссору. При отсутствии мужа претензии к сыну могут сочетаться с перенесением на него отношения матери как взрослой женщины к своему брату. Таким образом, мать фактически ожидает от подростка поведенческих проявлений двух взрослых мужских ролей.
Дети, воспитывающиеся в полных и смешанных семьях, имеют особенности полоролевого поведения, осознания своей половой принадлежности, позволяющие говорить о более высоком уровне их идентификации со своим полом, в сравнении с детьми, воспитывающимися в неполных семьях.
Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения. [4, с.33]
Анализ психологических исследований по проблеме половой идентификации в неполных и смешанных семьях, позволяет сделать вывод что, полоролевое развитие представляет собой процесс становления половой идентификации через самоотнесение личности к определённому полу, единство сознания и полоролевого поведения, относящего себя к тому или иному полу, знание и усвоение ролей мужчины и женщины.
Ребенок с самого рождения развивается как представитель мужского или женского пола. Половая идентификация, как процесс присвоения ребенком ценностей своего пола, происходит через подражание ребенка родителю определенного пола, которое основывается на представлениях о полоролевом поведении. Формирование половой идентификации сопровождается половая сегрегацией, в сознании ребенка выстраивается «инфантильная концепция деторождения», возникают индивидуальные полоролевые ценностные ориентации и новые взаимоотношения между девочками и мальчиками. [7, с.11]
Специалисты, занимающиеся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что хотя полная семья сама по себе не гарантирует успеха в воспитании ребенка, а создает лишь предпосылки для успешного формирования его личности, тем не менее, воспитание в условиях неполной семьи более сложное дело и таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю. Все это оказывает серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь, как мальчика, так и девочки. Каждая разновидность семьи имеет и свои, только ей присущие черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностного становления ребенка. Но вместе с тем, многие специалисты сводятся к мысли о том, что отсутствие в семье не просто отца, а прежде всего мужчины проявляется в снижении показателей математических, пространственных, аналитических способности ребенка; недостаточно дифференцированно происходит процесс половой идентификации мальчиков и девочек; становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, что затрудняет социализацию.
Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств. Отсутствие одного из родителей приводит к нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформации личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также разного рода отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья. [1, с.2]
Проведенное нами эмпирическое исследование было нацелено на выявление и сравнение уровня сформированности половой идентификации у мальчиков и девочек, воспитывающихся в полной и смешанной семье. Базой исследования выступало МДОУ «Солнышко» в г. Махачкала. Эмпирическое исследование проводилось в феврале 2016 г. В экспериментальную выборку вошло 40 детей в возрасте 6-7 лет, составивших две группы: 10 девочек и 10 мальчиков, воспитывающихся в смешанной семье; 10 девочек и 10 мальчиков, воспитывающихся в неполной семье. В соответствие с целью и предметом нашего исследования, для выявления уровня сформированности половой идентификации у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полной и неполной семье, мы использовали диагностическую методику «Половозрастная идентификация» (Н.Л. Белопольская).
Количественный анализ полученных результатов по методике «Половозрастная идентификация» (Н.Л. Белопольская) показал, что у старших дошкольников, воспитывающихся в полных семьях показатели уровня сформированности половой идентификации выше, чем у их сверстников из неполной семьи.
Качественный анализ полученных результатов свидетельствует о том, что мальчики и девочки старшего дошкольного возраста с высоким уровнем половой идентификации определили правильно свой возраст и пол, сохранили адекватность в хронологии развития, привлекательным образом выбрали свой возраст и пол. [2, с.16]
У детей, воспитывающихся в смешанной семье, ответы носили развернутый, дифференцированный характер, в качестве привлекательного возраста выбирали более старший, чем реальный, при этом аргументация мальчиков была обусловлена познавательными мотивами и самостоятельностью («Хочу быть школьником, там много интересного узнать можно, а уже я умею писать и читать»), а девочек - социальным статусом («Стану как мама, у меня будут свои дети, могу ходить в магазины и салоны сама, как взрослая»). Дети из неполной семьи также идентифицировали себя со своим полом и будущими социальными ролями (школьник, юноша/ девушка), но при этом, привлекательным выступали не познавательные мотивы и социальный статус, а внешние признаки.
При этом, девочки ориентировались на внешние признаки социальной роли («Хочу быть взрослой, бусы, краситься можно»), мальчики отмечали поведенческие аспекты и физические качества («Хочу быть как он (мужчина) - никто не накажет, сам смогу других ругать, потому, что буду сильный»). Дети со средним уровнем половой идентификации определили правильный выбор своего возраста и пола, при этом, они допустили недочеты в определении динамики развития, но после дополнительного вопроса экспериментатора внесли исправления.
Дети из полной семьи сохранили адекватность в хронологии развития, ошибки допускали при определении последовательности юности и зрелости, привлекательным возрастом часто выбрали свой возраст, ошибок при определении пола не допускали. Девочки из полной семьи отмечали в привлекательном образе внешний вид («Хочу быть как она (девушка), такая прическа и платье, красивые, и у меня тоже будут»). Мальчики, описывая привлекательный образ, отмечали физические качества и внешние атрибуты («Буду как этот дядя, сильный, большой, будет машина крутая»).
Дети из неполной семьи также сохранили адекватность в хронологии развития, ошибки допускали при определении последовательности юности и зрелости, иногда старость, привлекательным возрастом часто выбрали свой возраст, ошибок при определении пола не допускали. Девочки из неполной семьи отмечали в привлекательном образе не только внешний вид, но и автономность («Я буду как эта тетя, потому что когда вырасту все смогу сама делать, и платье такое хочу»). Мальчики, описывая привлекательный образ, отмечали физические качества и ситуативные мотивы («Буду как этот большой мальчик (юноша) у него прическа красивая, он сильный»). Дети с низким уровнем сформированности половой идентификации правильно определяли свой пол, но реальный возраст не показывали, предпочитали завышение (школьник), и не сразу смогли понять инструкцию.
Таким образом, полученные результаты свидетельствовали о том, что существуют различия в показателях уровня сформированности половой идентификации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях. У детей из полной семьи, показатели выше, чем у детей, воспитывающихся в неполной семье. При этом, несмотря на несущественные различия в уровне сформированности половой идентификации у девочек и мальчиков, качественный анализ показывал, что они имеют отличия. [3, с.57]
Так, девочки чаще ориентированы на внешние признаки при описании социальных ролей, которые она будет проживать в течение жизни и их социальный статус, тогда как мальчики, чаще всего отмечали физические качества и познавательные мотивы.
Сформированность половой идентификации у мальчиков и девочек, воспитывающихся в полных и неполных семьях, имеет различия. Они выражаются в том, что дети из полных семей более осведомлены о внешних и личностных качествах человека, чем дети из неполных семей, и ориентируются на них в процессе полоролевого развития. Дети из неполных семей отмечают некоторое количество нравственных качеств, но доминируют в основном внешние качества. [5, с.22]
Среди наиболее значимых социальных понятий и норм, усваиваемых дошкольниками, оказываются понятия и нормы, связанные соответствующим полу поведением. Дети осваивают некоторые аспекты половых ролей, подражая поведению значимых для них людей и получая от них подкрепления за соответствующее полу поведение, поэтому отсутствие одного из родителей приводит к нарушениям психического развития ребёнка, снижению его социальной активности, деформации личности.
В связи с этим, укрепление семьи в настоящий момент - одна из главных задача теории и практики дошкольной педагогики и психологии. Актуальность проблемы формирования половой идентификации у детей из неполных семей крайне велика, и, несмотря на то, что существует большое количество программ для работы с детьми из неполных семей, направленных на коррекцию проблем, появляющихся у детей воспитываемых только одним родителем, ни одна из них не имеет своей целью скорректировать именно процесс семейно-ролевой идентификации. Потому необходимо вести разработку психолого-педагогических программ, направленных на формирование половой идентификации у детей из неполных семей, в приоритетном режиме по сравнению со смешанными семьями.

Список литературы

1.    Анастази А. Дифференциальная психология. - М.: Апрель-пресс; Эксмо-пресс, 2001.
2.    Головин М.С. Особенности формирования семейно-ролевой идентификации у детей из неполных семей // Психология, социология и педагогика. 2012. №6.
3.    Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. - 2000. - № 2.
4.    Куповых Ж.Г. Половая идентификация подростков, воспитывающихся в условиях детского дома // Современные научные исследования и инновации. 2014. №10.
5.    Сухопарова А. А. Психологические особенности воспитания детей в полной и неполной семье // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №3.
6.    Хасан Б. И., Бреслав Г. М. Пол и образование. - Красноярск, 1996.
7.    Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Возврат к списку

 

05.03.2021 | Статья. Корпоративная культура предприятия и ее использование в стратегическом управлении
В исследовании проводится анализ возможностей использования корпоративной культуры предприятия

01.09.2019 | Статья. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Особенности воспитания патриотических чувств у дошкольников

17.09.2018 | Адаптация ребенка в детском саду
Исследование особенностей адаптации детей к детскому саду

© 2012-2024 Dagdiplom (с)   
Все права защищены. All rights reserved.
Зачем идти к другим, когда есть Мы!
При копировании обратная ссылка обязательна