07.05.2017
В настоящее время тревожная социально-экономическая ситуация в Российской Федерации требует принятия серьезных мер в области обеспеченности населения различными социальными мерами. Важнейшей из них является внедрение в практику деятельности детских домов социальных педагогов. В статье рассматриваются основные особенности работы социальных педагогов в детских домах.
Социальная работа и деятельность социального педагога в условиях детского дома является важнейшей составляющей будущей социализации воспитанных рассматриваемых учреждений.
В своих кабинетах социальные педагоги хранят личные дела воспитанников, собираю информацию о каждом ребенке в целях обеспечения адекватной помощи нуждающемуся поколению. Социальный педагог, выполняя свои должностные обязанности, помогает детям социализироваться и занять достойное место среди граждан Российской Федерации. Изучим основные особенности работы социальных педагогов в рассматриваемых учреждениях.
Так, объектом деятельности социальных педагогов в детских домах являются дети, которые нуждаются в процессе социализации, а также те, которым требуется особой защита и забота общества. Профессиональной обязанностью социального педагога является помощь в становлении и развитии личности воспитанников детских домов и школ-интернатов. Если процесс социализации детей происходит успешно, то он не нуждается больше в профессиональной помощи социальных педагогов. Однако бывают случаи, когда без активного вмешательства социальных педагогов развитие личности детей детских домов и школ-интернатов невозможно.
Необходимо отметить, что в детские дома и школы-интернаты чаще всего поступают дети, волею судьбы оказавшиеся никому ненужными. Работа социального педагога в детском доме обладает своей специфичностью, так как в подобное учреждение попадают дети из асоциальных семей, а также детей, имеющих социально-педагогическую запущенность.
Социальная помощь детям в детских домах включает в себя решение огромного количества всевозможных социальных проблем. К ним относятся как личные проблемы – например – получение документов, так и материальные проблемы – получение пенсий, пособий, алиментов. Социальный педагог также решает и жилищные вопросы воспитанников.
Организация работы социального педагога строится на взаимопонимании и доверии. В работе социального педагога с воспитанниками детских домов и школ-интернатов важное место имеет наличие оснащенного для работы и занятий с детьми кабинета, а также наличия документации и методической литературы. В последнее время в практике деятельности социального педагога важное место занимают высокие технологии: решение проблем детей при помощи компьютера, современных средств связи, использования аудио- и видеоинформации позволяет реализовать самую главную функцию социального педагога – функцию социализации ребенка.
Реализация данной функции происходит через создание определенных условий для их включения в систему социальных отношений и принятия социальных ценностей. Результат выполнения данной функции зависит от всех служб детского дома или школы-интерната.
Рассмотрим важнейшие характеристики деятельности социального педагога в условиях детского дома. На наш взгляд, основной целью работы социального педагога в детском доме является обеспечение социально-правовой защиты воспитанников и социально-педагогическое сопровождение воспитанников и выпускников детского дома.
Основными задачами социального педагога в работе с воспитанниками детских домов является:
- обеспечение жилищных, гражданских и законных интересов детей;
- обеспечение соблюдения имущественно-материальных прав воспитанников;
- изучение и выполнение основных нормативных документов;
- обеспечение воспитанников необходимыми документами гражданина Российской Федерации, к которым относятся: паспорт, ИНН, страховое свидетельство и т.д.;
- оказание помощи выпускникам и т.д.
Деятельность социального педагога в условиях детского дома основывается на таких важнейших международных и российских документах, как:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Федеральная программа «Дети России»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Федеральный закон «Об образовании» и т.д.
На местном уровне, в условиях детского дома, социальный педагог работает также на основе должностной инструкции и положения о деятельности реабилитационного службы учреждения.
К основными направлениям деятельности социального педагога относится организационно-методическая работа, диагностическая деятельности, защита прав воспитанников, социально-педагогическая деятельность по возвращению ребенка в семью, социальное сопровождение выпускников, информационно-аналитическая работа. [1, с.321]
На наш взгляд к критериям оценки эффективности работы социального педагога можно отнести:
1. Степень разрешения актуальных проблем воспитанников.
2. Степень защищенности прав воспитанника в детском доме (жилищных, материальных, социальных).
3. Подготовленность выпускника к самостоятельной жизни.
4. По данным критериям и направлениям работы в конце каждого учебного года социальный педагог анализирует эффективность своей деятельности.
Стоит отметить, что одним из самых важных моментов в жизни воспитанников детских домов и детей, оставшихся без попечения родителей является переход из учреждения во взрослую жизнь. В процессе воспитания ребенка в семье, он адаптируется к общественной жизни, учится измерять свои потребности и применять их в соответствии с текущими условиями. В условиях детского дома дети ограничены в контактах, поэтому они лишены практики общения с различными группами населения, и, следовательно, обеднены условия приобретения собственного жизненного опыта. Впоследствии низкий уровень социальной компетентности снижает возможность принятия ими современных систем ценностей, норм и знаний. Поэтому так важно проводить специальную корректирующую работу посредством социального педагога по социализации детей, воспитывающихся в условиях детских домов.
Наиболее характерными затруднениями выпускников в период постинтернатной адаптации являются:
-проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития;
-затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства;
-затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность;
-затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки;
-правовая некомпетентность;
-возврат в кризисные условия после выпуска.
Выше названное определяет, что конечным результатом воспитания и образования воспитанников детского дома должна стать готовность к самостоятельной жизни.
Работа социального педагога рассчитана на каждого ребенка, независимо от того, в каком возрасте он поступил в детский дом. А успешность социальной адаптации выпускников детского дома - один из основных показателей работы всего коллектива.
Таким образом, функция социализации, реализуемая социальными педагогами в условиях детских домов направлена на оказание воспитанникам учреждений помощи в преодолении трудностей социального становления. Эта помощь реализуется через создание благоприятных условий для их включения в систему социальных отношений принятия социальных ценностей в детском доме и постинтернатной интеграции в общество.
Список литературы
1. Настенкова А. И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность / А. И. Настенкова // Молодой ученый. - 2013. - №1. - С. 321-323.
2. Савенкова Е.В. Специфика работы социального педагога в детском доме // Социальная работа. - 2015. - №1.
3. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога // Москва. Издательский центр «Академия». - 2007.
Возврат к списку