27.06.2016
Ф.И.О.
Влияние детско-родительских отношений на развитие креативности детей и подростков
Проблема развития креативности личности приобретает ключевое значение не только в образовательной практике, но и во всех сферах социально-экономической жизни общества постиндустриального периода. Формирование вектора глобальной инновационной динамики в значительной степени определятся фактором продуцирования научных идей и ускоренным развитием когнитивных технологий в высокотехнологичной профессиональной деятельности.
Современная инновационная высокотехнологичная методология по разработке высококачественной и конкурентоспособной научной продукции невозможна без мобилизации мыслительных, рационально-творческих фундаментальных способностей человека. Целенаправленное развития интеллекта и креативности подрастающего поколения должно рассматриваться в качестве ведущей цели государственной образовательной политики. В современной психологической науке и смежных отраслях научного знания проблема интеллектуального и творческого развития приобретает наиболее дискуссионный характер в контексте вопроса о детерминантах этого развития. [3, с.4]
На наш взгляд, все действия, оказываемые семьей на ребенка, влияют на него непосредственным образом. Кроме того, очень важно влияние семьи на развитие личности ребенка в целом, а также развитие креативных качеств. Многочисленными исследованиями подтверждается тот факт, что дети с низким уровнем креативности в прошлом воспитывались в неблагополучных или неблагоприятных (по стилю воспитания) семьях. Гиперопека, авторитарность и иные негативные особенности стиля воспитания детей в семьях значительным образом влияют на уровень креативности детей.
Тем не менее, необходимо отметить, что высокие показатели креативности вовсе не являются гарантией будущих творческих успехов, а лишь увеличивают возможность их проявления при должной усидчивости и старания в процессе какой-либо познавательной и (или) профессиональной деятельности. [1, с.3]
В современных психологических исследованиях, влияние семьи на развитие креативности детей значимо на каждом возрастном этапе. Роль семьи на самых первых этапах развития креативности у детей очень важна, так как именно с самых ранних пор у ребенка формируются необходимые навыки для последующего самостоятельного развития креативности.
Творческий климат в обществе создается не только воспитанием любознательности, вкуса к нестандартным решениям, способности мыслить нетривиально. Необходимо еще воспитывать готовность к восприятию нового и необычного, стремление использовать и внедрять творческие достижения других людей. [3, с.6]
Неблагоприятные семейные условия могут в конкретном случае компенсировать через более благоприятные условия в школе или еще более ухудшиться при неблагоприятных школьных условиях.
Среда, в которой креативность могла бы актуализироваться, должна обладать высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; многовариантность обеспечивает возможность их нахождения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.
Установка на креативное поведение предполагает постоянную постановку проблем и разнообразное их разрешение. Ко всему происходящему, к окружающим объектам вырабатывается специфическое отношение: поиск смысла, попытки видения скрытого, стоящего за непосредственно воспринимаемым. Подобная установка предполагает стремление постоянно нарушать внутреннее равновесие, что может быть источником постоянного дискомфорта. [1, с.4]
Итак, процесс повышения креативности имеет системный характер. Изменяя креативные свойства индивидуума, мы воздействуем на широкую область эмоционально-личностных свойств, и ограничить производимый эффект лишь сферой креативности, по-видимому, невозможно.
Ребенок же взаимодействует со взрослыми на микросоциальном уровне, вступая в отношения с конкретными личностями, не только придерживающимися некоторых «правил», но и определенным образом относящихся к ним.
В отечественных и зарубежных психологических исследованиях накоплен значительный массив эмпирических данных о влиянии семьи на уровень развития креативности. [2, с.9]
Результаты исследования семейной микросреды показали определяющее влияние такого средового фактора, как психическая стимуляция, на интеллектуальное развитие в детском возрасте. В работах В.Н. Дружинина, Т.Н. Тихомировой, Д.В. Ушакова и др. экспериментально доказана зависимость процессов развития умственных способностей детей от эмоциональных отношений и способов взаимодействия членов семьи. Современными психологическим исследованиям установлено решающее действие средового фактора на развитии детского интеллекта и творчества. [4, с.1]
Педагогическая теория умственного воспитания закономерно ставит вопрос: насколько эффективно можно развить интеллектуальный и творческий потенциал детей в процессе обучения, и каковы пути детерминации умственных способностей школьников в условиях семьи.
В работах отечественного психолога В.Н. Дружинина выделены модели, объясняющие влияние социальной среды на интеллект детей. Согласно одной группе ученых, модель социальной детерминации способностей основывается на решающей роли эмоционального общения между родителями и детьми. В этой модели особенно подчеркивается значение фактора затраченного времени в процессе внутрисемейного общения, положительно влияющего на развитие интеллекта и креативности. Однако исследования В.Н. Дружинина показали, что в действительности на интеллект ребенка большое влияние оказывает не временной показатель общения ребенка с конкретным родителем, а эмоциональная связь с каждым из них. Независимо от продолжительности общения внутри семьи, на интеллектуальное развитие ребенка оказывает интенсифицирующее воздействие прочность и глубина эмоциональной связи с родителями. Поскольку в процессе воспитания детей мать оказывается эмоционально ближе к ребенку, именно она существенно влияет на формирование и развитие его интеллектуальных и творческих способностей. При этом возникает эффект интеллектуального воздействия, называемый материнским эффектом. [4, с.2]
Влияние семьи на развитие креативности исследовалось в работе Т.Н. Тихомировой. На первом этапе для участия в исследовании были привлечены дети, обучавшиеся в одной из частных общеобразовательных школ Москвы. Выборка испытуемых проводилась с учетом эквивалентного уровня материального достатка семьи. Все испытуемые были поделены на контрольную и экспериментальную группы численностью по 15 человек каждая, на основе критерия «воспитываемые бабушками», «воспитываемые родителями». Программа диагностического обследования испытуемых включала методики исследования уровня дивергентного мышления Э.П. Торренса, модифицированный WISC-тест Д. Векслера на определение уровня общего интеллекта. В ходе исследования установлены следующие закономерности: [5, с.34]
Показатель креативности у детей, организованно посещающих дошкольное образовательное учреждение, превосходит аналогичные данные у детей, не посещающих дошкольное учреждение.
Последующие исследования Т.Н. Тихомировой и Д.В. Ушакова осуществлялись с привлечением около 200 детей из образовательных учреждений г. Москва. Группа детей для проведения диагностического обследования формировалась из семей со средним уровнем материальной обеспеченности. Воспитание детей в семьях формирует у них способность открыто и свободно самовыражаться, что повышает у ребенка самооценку, позволяет самостоятельно осуществлять выбор во всем, так как бабушки охотно и наиболее полно удовлетворяют желания и потребности своих внуков. Эти факторы являются движущей силой и важными первоисточниками развития творческих способностей детей.
Обобщая результаты исследований влияния структурных аспектов семьи на креативность детей, Юркова Е.В. формулирует следующие выводы [8, с.11]:
1. Уровень креативности у детей, имеющих родителей более старшего возраста, в среднем выше, чем у детей с молодыми родителями.
2. В семьях с меньшим количеством детей фиксируется более высокий уровень креативности у подрастающего поколения.
3. Психометрические показатели креативности детей в семьях уменьшаются от старших детей к младшим.
4. Тенденция к снижению креативности наблюдается в многодетных семьях при сокращении временных промежутков между рождением детей.
Высокий образовательный и экономический статус семьи благоприятно влияет на развитие креативности детей: в таких семьях уровень развития подрастающего поколения выше и перечисленные выше закономерности проявляются в меньшей степени.
Психологические исследования семейной среды раскрывают важные аспекты развития интеллекта и творческого потенциала детей: эмоциональные отношения и способы взаимодействия членов семьи. Выделив в средовом воздействии (в первую очередь, семейном) факторы, значимо влияющие на когнитивные способности, можно целенаправленно формировать среду с целью повышения у детей интеллекта и креативного потенциала. [7, с.22]
Подытоживая сказанное выше, мы можем заключить, что семья и школа, воспитывающие человека на протяжении практически первых двух десятилетий жизни, многопланово «задают вектор характера движения человека по жизненному пути». На основе проведенного обзора по проблеме развития креативности детей под влиянием семьи можно сделать следующий вывод. Проблема развития креативности как личностного образования разработана в основном в аспекте исследования развития творческих качеств личности в зависимости от различных методов обучения. Значительно менее изучена проблема развития креативности детей в зависимости от влияния условий микросреды (семьи, школы). При этом не рассмотрены особенности и различного рода проявления микросреды. [6, с.17]
Проблемы связи между творческими способностями и социальными факторами разработаны в возрастном аспекте. Показано, что определенные факторы среды положительно влияют на развитие креативных качеств детей 3 - 5 лет. Однако для установления такой связи у детей необходимы дальнейшие исследования.
Список литературы
1. Ахмедова Э.М. Развитие креативности у детей в условиях игровой деятельности // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики. - 2015.
2. Божкова Т.В. Особенности отношений в семье младших школьников с разным уровнем креативности // Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования. - 2011.
3. Ганиуллина Д.А. Развитие креативности у детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы современной науки. - 2015. - №6.
4. Глебова М.В. Влияние средовых факторов на развитие интеллекта и креативности // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - №4-2.
5. Грищенко В.Н. Креативность как принцип проектирования образования // Муниципальное образование. - 2015. - №2.
6. Коточигова Е.В. Особенности креативности ребенка-дошкольника // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2015. - №1.
7. Лукина А.К. Условия развития креативности детей в младшем школьном возрасте // Вестник СФУ. - 2015. - №53.
8. Юркова Е.В. Формирование креативного мышления в старшем школьном возрасте // Психология, социология и педагогика. - 2015. - №6.
Возврат к списку