17.09.2018
Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные аспекты адаптации детей в детском саду. Кроме того, в исследовании дается определение адаптации, выделяются ее факторы, степень, критерии и периоды. Также в статье предлагается применение возможностей воспитателя для успешной адаптации детей в детском саду на современном этапе.
Ключевые слова: адаптация, адаптационный период, развивающая среда, педагогическая культура.
Исследование адаптации человека к изменившимся условиям жизни было и остаётся актуальным в настоящее время. Эта проблема занимает умы научных и практических работников. Особенно актуальна тема адаптации детей раннего возраста, когда ребенок из семейной стабильной среды переходит в другую, подчас более агрессивную. [5, с. 14]
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.
На наш взгляд, адаптация является одной из важнейших черт организма человека. Влияние внешних и внутренних факторов заставляет организм приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям среды. Существует и социальная адаптация – это адаптация к вхождению человека в коллектив сверстников. В нашем случае, вхождение ребенка в коллектив сверстников детского сада, где приняты те или иные нормы поведения. Можно заключить, что адаптация - сложный и постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка. Адаптация является активным процессом, приводящим к: позитивным результатам, таким как адаптированность или к негативным, таким как стресс [1, с. 91].
Критериями успешной адаптации можно считать внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность), внешнюю адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
Выделяют следующие факторы, влияющие на адаптацию ребенка: уровень психического и физического развития, состояние его здоровья, возраст, уровень развития навыков самообслуживания, наличие навыков коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, навыков предметной и игровой деятельности; форма воспитания в семье, здоровье родителей [1, с. 43].
Выделяют три степени адаптации.
Легкая адаптация, характеризующаяся минимальными отклонениями в поведении, редкими заболеваниями, временным нарушением сна и аппетита. Возможны небольшие изменения в речевой и игровой активности. Характер же взаимоотношений с взрослыми и двигательная активность практически не изменяются. Длительность легкой адаптации составляет от 5 до 15 дней.
Средняя адаптация: характеризуется тем, что отклонения в поведении приобретают выраженный характер, заболеваемость повышается. Нарушения сна, аппетита, речевой и игровой активности выражены более длительно. Также проявляются неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д.). Длительность адаптации средней тяжести может быть до 25 дней.
Тяжелая адаптация чаще всего сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Это выражается в снижении аппетита, резком нарушении сна. Ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии, при тяжелой адаптации, как правило, дети часто болеют [4, с. 78].
Дети, которые впервые приходят в детский сад, очень эмоциональны и впечатлительны, они постоянно нуждаются в любви, поддержке и внимании. Для того чтобы адаптация детей к условиям детского сада прошла как можно легче для детей, требуется слаженная системная и совместная работа воспитателей детского сада и родителей. Правильно организованная работа с родителями в адаптационный период позволяет облегчить адаптацию малышей, раскрыть профессиональные возможности воспитателей, создать хороший микроклимат в группе, повысить доверие родителей к педагогам дошкольного учреждения [2, с. 13].
Адаптационный период условно можно разделить на три этапа:
-этап - подготовительный. Его следует начинать за 1-2 месяца до поступления ребенка в детский сад. Задача этого этапа - сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. Коррекцию необходимо провести в домашних условиях. Родителям нужно обратить особое внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, который умеет есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным и зависимым от взрослых, а это положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний и сгладить остроту отрицательных эмоций;
-этап - основной, его главная задача - создание положительного образа воспитателя. Родителям необходимо понимать важность этого периода и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, сможет найти к нему подход значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты;
-этап - заключительный, на котором происходит непосредственная адаптация детей раннего возраста в условиях ДОО. Для того чтобы привыкание к детскому саду было максимально безболезненным для ребёнка, необходимо сделать его постепенным [4, с. 143].
Адаптационный период у каждого ребенка проходит индивидуально. Индивидуальный подход к ребенку должен осуществляться за счет ежедневных наблюдений за состоянием здоровья каждого ребенка; гибкого режима пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей; сохранения в первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек, так как резкое разрушение любых привычек осложнит приспособление к новым условиям [3, с. 64].
Объективные показатели окончания периода адаптации: глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, активное поведение. Для организации успешной адаптации детей раннего возраста воспитателю нужно применять различные приемы и методы работы, такие как показ кукольного или пальчикового театра, различные игры-забавы, дидактические и подвижные игры, которые вызывают интерес детей, а также способствуют появлению положительных эмоций. Кроме того, очень помогает использование в работе сказок, потешек, стишков, это развивает интеллект и духовные качества ребёнка, а также успокаивает его, способствуя появлению доверительных отношений. [4, с. 6]
Привлекают внимание детей и помогают отвлечься различные шумовые игрушки, водные игры, мыльные пузыри, а также разные виды творческой деятельности. Малыши очень любят быть «котятами», «зайчиками». Они с большим удовольствием принимают образы животных, играя в сказку. Очень хорошо во время игровых сеансов использовать музыкальное сопровождение как терапевтическое средство успокоения. Ежедневное использование пальчиковых игр, их систематическое применение способствует развитию мыслительной деятельности, памяти и внимания [1, с. 162].
Для успешного прохождения детьми периода адаптации воспитателю необходимо наладить взаимодействие с родителями. Для них проводятся родительские собрания, круглые столы, консультации на волнующие их темы, беседы о поведении и состоянии здоровья детей, оформляется всевозможная наглядная агитация. [8, с. 13]
Также желательно активно привлекать родителей к различным мероприятиям, которые проходят в группе и детском саду, таким как совместная работа по благоустройству участка, создание предметно-развивающей среды в группе, участие в творческих проектах, выставках и конкурсах. Все это повышает педагогическую культуру родителей, сближает их с детьми, помогает наладить доверительные отношения с педагогами. Для родителей часто поступление ребенка в дошкольное учреждение оказывается не меньшим стрессом, чем для самого малыша. И когда у родителей есть уверенность в том, что их ребенок сможет преодолеть данный период и есть доверие к воспитателю, тогда и адаптация проходит значительно легче. Важно соблюдение единых требований и режимных моментов как в детском саду, так и дома. Все это повышает компетентность родителей и снижает их тревожность [3, с. 71].
Таким образом, систематическая работа воспитателя по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения, а также сотрудничество с родителями облегчает течение адаптационного периода детей. Они намного быстрее привыкают к новым условиям, охотно посещают детский сад.
Список литературы
1. Коршунова И.А. Адаптация ребёнка к пребыванию в детском саду // Евразийский научный журнал. - 2017. - №5.
2. Маишева В.П. Сложности при адаптации ребенка в детском саду // Образование: прошлое, настоящее и будущее. - 2017. - с.16-18.
3. Мымрикова М.А. Роль родителей в период адаптации ребенка к детскому саду // Научные исследования современных ученых. - 2017. - с. 413-414.
4. Нуриева А.Р. Психолого-педагогические условия адаптации ребенка к детскому саду // Наука сегодня. - 2017. - с.52-53.
5. Сундушникова А.Р. К вопросу об адаптации ребенка к условиям детского сада // Современное состояние и пути развития наука 21 века. - 2017. - с. 80-83.
6. Шаповалова Л.В. Адаптация особенного ребёнка к детскому саду // Образование и воспитание. - 2017. - №1-1.
7. Шемякова А.В. Адаптация детей к детскому саду и возможности развития ребёнка // Использование современных информационных технологий в образовании. - 2018. - с.83-86.
Возврат к списку