Дипломные работы
от 6000 рублей от 6 дней
Контрольные работы
от 300 рублей от 2 дней
Курсовые работы
от 1200 рублей от 3 дней
Магистерские дисс.
Индивидуальная стоимость и сроки
Отчеты по практике
от 1000 рублей от 1 дня
Рефераты
от 400 рублей от 1 дня

Женщины в фольклоре и древней истории кумыков

30.08.2015 Авторы статьи:
Халипаева Империят Арсланбековна доктор филологических наук, профессор Дагестанского государственного педагогического университета: turkdgpu@mail.ru

Формирование тюркских фольклорно-литературных традиций произошло под влиянием язычества и ислама. Основное место в этих религиозных факторах играет тема женщины, выражающаяся и как архетип и как литературный персонаж с идеологической функцией. Значительная часть тюркских памятников мифологии, фольклора и литературы содержит в себе целый ряд художественно богатых женских образом. Так, Афанасьев А.Н. пишет: «Женские образы мифологии, выступающие всюду как более древние…, представляют собою явление в высшей степени примечательное. Они восходят к седой древности истории – материнскому родовому обществу» [Афанасьев: 19873, 140].  
Образ женщины в тюркских фольклорно-литературных памятниках претерпевает качественное изменение благодаря эпическому контексту. В такого рода источниках женщина перестает быть только лишь элементом отражения матриархата, но и становится отражением социальных конфликтов в обществе. На наш взгляд, именно эта тенденция способствует тому, чтобы отнести образ женщины к разряду художественно-литературных персонажей, выражающих главную тему того или иного произведения. В качестве примера можно привести ряд памятников тюркского эпоса, среди которых «Песня о Карткожаке», «Йыр о Минкюллю», «Легенда об Аймеседу», «Анжи-наме»,  «Китаби дедем Коркут».  
В «Песне о Карткожаке» сорок братьев выбирают своей сестре табунщице Максуман жениха. В названии песни фигурирует имя богатыря Карткожак, однако главная роль героя не была бы столь полной, если бы в повествовании не значилась Максуман, решившая выйти замуж за того, кто окажется сильнее ее. Стоит отметить, что категория силы в «Песне» выражена не только физическим превосходством героя, в сюжете важны еще как минимум три качества: возраст, мужество и честь. Возраст имеет семантическую окраску силы и мудрости (чем старше человек, тем больше он претендует на уважение). Когда  братья послали к Максуман  Карткожака с просьбой угнать табуны, которые она добровольно не хотела отдавать, она,  догнав похитителя, потребовала:
«- Если ты батыр, называемый Карткожаком,
Давай сейчас проверим, кто из нас старше:
Кто моложе, тот станет боком,
Кто старше – станет поудобней и выстрелит» [Аджиев: 2003, 41].
Цитата интересна аспектом предложения  поединка с предпочтением возраста. «Обычай предоставления старшему права первого выстрела, видимо был распространен в древности. Так, например, поступает в казахско-ногайском эпосе Эр-Таргын в бою с Карткожаком, в узбекском - Аваз в бою с Макатилом», - пишет А.М. Аджиев [Аджиев: 2003,41].  
В поединке Карткожак проигрывает Максуман, не подозревая, что перед ним девушка. Он возвращается к ее братьям и рассказывает о поражении. Узнавшая об этом Максуман, усматривает в поступке Карткожака черты благородства и соглашается выйти за него замуж.
«В «Песне о Карткожаке» отражена борьба отцовского рода с  материнским, на которой построен весь его сюжет - отмечает профессор А. Аджиев [Аджиев: 2003,130 ]. Полагаем, что мысль Аджиева отражает лишь один мифологический аспект памятника, на самом деле здесь есть уже литературная интерпретация. Таким образом,  и Максуман и Карткожак выступают в произведении как фольклорно-литературные персонажи. При этом «материнский род» добровольно уступает лидерство «роду отцовскому», что говорит о некоторой поздней литературной обработке дошедшего до нас памятника. Проходя эту стадию, он теряют свое первоначальное значение, а женские образы становятся своеобразным творческим катализатором, способствующим проявлению лучших мужских качеств. Эта тенденция ярко прослеживается в «Йыре о Минкюллю». «Неверный» обманул пастуха Минкюллю, придя к нему на кладбище и предложив тому срочно отправиться домой, намекая что-то относительно его невесты. Однако, пока Минкюллю  идет домой, «неверный» угоняет его стада. Придя домой, Минкюллю выясняет, что все в порядке, однако ясновидящая рассказывает ему о вражеском злом умысле. Пастух справляется с «неверным», однако напоследок враг смертельно ранит его. Невеста пытается спасти любимого, однако Минкюллю все-таки умирает. В гневе невеста убивает убийцу жениха, а затем и себя.
«Образ невесты Минкюллю – Айханым дан эпизодически, - отмечает А.Аджиев, - но в йыре она играет важную роль… Видимо, в эпоху создания йыра женщина еще не утратила своих боевых качеств «амазонки» и нередко была отважным ратным товарищем мужчины» [Аджиев: 2003,51].  Как можно заметить, уже в двух произведениях наличествует тема стада и его угона и тема женщины-воительницы.
Айханум, Аймеседу, Айкъыз, Максуман – имена женщин из мифологического эпоса кумыков. Воплощая эти образы в реальной жизни, политике, обществе, начиная с древней истории, выходят на арену следующие соплеменницы.
    Чечек – дочь хазарского кагана Богатыра. Вышла замуж за византийского императора Константина (733 год). После принятия христианства ее называли Ириной. Она пользовалась влиянием верховой знати. Весь Константинополь подражал ее одежде (плащ), и называлась она «чечекйон» или «цицакий». Император одевал такой плащ на великие торжества (Культура Византии. Вторая половина VII века – первая половина VIII века, М., 1089). Как подарок своему мужу она этот плащ принесла из родной Хазарии. Вскоре вся Европа стала надевать этот плащ. Сын ее Лев был императором Константинополя в 755-780 гг. и звали его Лев Хазар из-за уважения Родине матери.
    Аппак – «белая». Правитель Дербента Музаффер, соблазнившись красотой юной пленницы из кыпчаков, хотел украсть ее в свой гарем. Но свободолюбивая, гордая, целомудренная Аппак не покорилась воле правителя Дербента. Ни уговоры, ни подарки, ни угрозы не могли сломить волю Аппак - она не поладила со своим господином.
Не сумев покорить целомудренную невольницу, Музаффер решил подарить ее поэту в качестве гонорара за касыду. Этим подарком он хотел достичь две цели: наказать поэта и посмеяться над ним за его слишком навязчивые наставления и поучения, вручив ему строптивую и гордую рабыню и вместе с тем унизить и Аппак, подарив ее бедному поэту. Однако Музаффер просчитался. Сам того не желая, он оказал литературе огромную услугу: осчастливил великого поэта.
Это событие произошло в 1170 году. Тридцатилетний поэт, покоренный Аппак, впервые в жизни испытал настоящую любовь. Гордую и красивую кыпчачку Низами ввел в свой дом не как невольницу, а как законную и почитаемую жену. Аппак обладала незаурядным умом, внутренней культурой, прекрасно знала народные сказания и песни, героические легенды своего народа. Она сыграла заметную роль в судьбе поэта, вдохновила его на создание пленительных женских образов: Ширин, Нушабе, Нистарданджахан. В 1174 г. Аппак подарила поэту сына Мухаммеда. Эти годы, годы любви и семейного счастья, были самой светлой порой в жизни поэта. В 1178 г. скончалась Аппак. Ее смерть нанесла Низами глубокую рану. Потеряв ее, поэт перенес всю свою любовь на сына Мухаммеда, воспитанием которого он занимался лично.
Гюлбике – дочь шамхала Сурхая, сестра Эльдара и Герея Тарковских, жена Шахаббаса I (1587-1629 гг.).
Рабиа Михридил – кумычка, пленившая Стамбул своей красотой, дочь брата шамхала Чопана, Тунч Алава. Турки ее называли «Дагестан гюзели», ей посвящали романы (Намык Кемал «Жезми»). Она родилась в Тарках во второй половине 16 века. Вышла замуж за Осман Паша и переселилась в Стамбул с мужем. Она жила с Осман пашой 7 лет. В 1585 году ее муж умирает в Диярбакыре, от него останется одна дочь. (Erol Günger. Tarihde türkler. Istanbul. 1992.)
После смерти мужа многие хотели жениться на ней, но она не соглашалась, возможно, была надежда вернуться на Родину. Но как пишет И. Печеви она вынуждена была выйти замуж за Гасан Паша с разрешения падишаха (Солтан-Мурад III. К.А.). Гасан Паша забирает ее в Боснию в Сараево. Этот город потом становится столицей. И с ним тоже ей не пришлось долго жить. В 1591 г. во время войны с Австрией он погибает. После как сложилась ее судьба нам неизвестно. Как пишет историк Йылмаз Озтуна «Она вошла в историю как самая красивая женщина 16 века». Рабиа Михридил, кумычка пленила всю Турцию не только внешней, но и внутренней красотой, своим воспитанием, своим достоинством.  
Хадижа Айсолтан – родилась в Исфаге в семье шамхалов Таркинских в 1710 г. отец Алибек писал, стихи и это передалось дочери. Хадижа Айсолтан влюбляется в своего двоюродного брата Али Кули Хана, но жизнь распорядилась иначе. Насильно на ней женится Карим Дод. Али Кули Хан Валех сын Фатха Али Хана во времена Надир Шаха уезжает его амиром в Индию. Но первую любовь не забывает. Об их любви сложены поэмы, ходят легенды. Хадижа Айсолтан писала стихи под псевдонимом «Солтаным». В литературной энциклопедии Али Кули Хана «Риез аш Шуаро» уделено больше место стихам Хадижы Айсолтан.
Солтанат-бике – дочь Солтанахмед хана от Паху-бике, известная своей красотой всему Дагестану и миру. Она стала героиней произведений А. Бестужев-Марлинского «Аммалат-бек» (1831 г.) и французского писателя Александра Дюмы «Солтанат» (1861 г.). Вышла замуж за Абумуслим хана, сына махти Шамхала. Шамсутдин Хан (последний Таркинский шамхал) является их сыном.
Нух-бике – дочь шамхала Махти. Родилась в 1816 г. в Тарках, в 1834-35 гг. вышла замуж за князя Ахмедхан Мехтули. Была известна своей красотой. В 1843 г. генерал-майор Ахмедхан Мехтулинский умирает и до 1855 года Нух-бике правление ханством берет в свои руки.
Для обучения дочери шамхал Махти приглашает из Гянджи поэта Мирза Шафи (псевдоним Вазеф). Он знал восточные языки и теологию. Мирза Шафи был влюблен в Нух-бике и она была неравнодушна к нему. Он хотел ее украсть, но люди шамхала остановили их. Поэт в своих стихах называл ее «Зулейха» и посвятил ей все творчество.
На наш взгляд, женские персонажи в тюркских фольклорно-литературных памятниках играли важную роль в процессе создания собственного мироустройства. Собиратели тюркского фольклора и мифологии обрабатывали различные сюжеты и использовали черты женских персонажей в своих более поздних произведениях. Особенно это касается той просветительской литературы, которая идейно направлена на популяризацию ислама.

Литература:
1.Аджиев А.М. Устное народное творчество кумыков -Махачкала, 2003.
2.Алиев К.М. Таргу-наме. Лексикон. Махачкала, 2001.
3.Афанасьев А.Н. «Древо жизни» (избранные статьи). -  М., «Современник», 1983. 140.
3.А.Бестужев-Марлинский «Аммалат-бек» 1831.
4.А.Дюма «Солтанат» 1861.
5.Культура Византии. Вторая половина VII века – первая половина VIII века, М., 1089
6.Халипаева И.А. Мифологические памятники кумыков// Дружба. – 1984, № 1. На кум. языке.
7.Халипаева И.А. Мифологическая проза кумыков. Исследования и тексты.- Махачкала, 1994.
8.Erol Günger. Tarihinde türkler. İstanbul. 1922.

Возврат к списку

 

05.03.2021 | Статья. Корпоративная культура предприятия и ее использование в стратегическом управлении
В исследовании проводится анализ возможностей использования корпоративной культуры предприятия

01.09.2019 | Статья. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Особенности воспитания патриотических чувств у дошкольников

17.09.2018 | Адаптация ребенка в детском саду
Исследование особенностей адаптации детей к детскому саду

© 2012-2022 Dagdiplom (с)   
Все права защищены. All rights reserved.
Зачем идти к другим, когда есть Мы!
При копировании обратная ссылка обязательна